Все Новости

Даже если участок не поставлен на госучет, это не означает, что он - бесхозный

Верховный Суд напомнил о презумпции государственной собственности на землю, которая не находится в чьей-то собственности.

Верховный Суд рассмотрел жалобу гражданки на отказ муниципалитета включить подъезд к ее дому в состав муниципального имущества и обслуживать его. Суд отменил решения трех инстанций. В Земельном кодексе РФ закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, которые не находятся в собственности у граждан, юрлиц или муниципалитетов, являются государственной собственностью. А отсутствие госучета земельного участка не свидетельствует о том, что такой участок является бесхозяйным

История вопроса

Гражданка Л. (далее — истец) является собственницей жилого дома и участка на нем. Она обратилась в Администрацию города (далее — Администрация, ответчик) с заявлением о включении улицы рядом с ее домом в реестр муниципального имущества и об обеспечении содержания подъезда к этой улице (ремонт, уборка, очистка от снега). Администрация и Комитет по управлению имуществом отказали гражданке.

Тогда Л. обратилась в суд с заявлением о признании отказа незаконным. 

Позиция судов

Городской суд в удовлетворении исковых требований Л. отказал. Он указал:

  • спорная дорога не подлежит включению  в реестр имущества муниципального образования;
  • обязанность по содержанию проездов в зоне индивидуальной застройки возлагается на собственников индивидуальных жилых домов и за их счет.

Апелляция согласилась с выводами городского суда, указав также, что  спорная дорога:

  • не является объектом капитального строительства, построенным и введенным в эксплуатацию в установленном порядке;
  • не отвечает требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам;
  • является бесхозным объектом недвижимости. 


Таким образом, оснований для внесения ее в реестр муниципального имущества и причислении к автомобильным дорогам общего пользования нет. 

Кассация с решением судов первой и второй инстанций согласилась.

Л. подала кассационную жалобу в ВС РФ, требуя отменить принятые по делу судебные акты, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. 

Позиция ВС РФ

ВС изучил материалы дела и пришел к выводу, что нижестоящие суды допустили нарушения норм материального и процессуального права, так как не учли следующее:

  • улично-дорожная сеть — это система объектов капитального строительства, совокупность улиц, дорог различных категорий и проездов, предназначенные для транспортных средств и пешеходов. Территория улично-дорожной сети относится к землям общего пользования транспортного назначения;
  • Л. обосновывала свой иск тем, что Администрация исключила обслуживание проезда к принадлежащему ей жилому дому, хотя он является частью улично-дорожной сети села и расположен на землях населённого пункта общего пользования. Этот довод был оставлен без внимания судами первой и апелляционной инстанций;
  • суды, обосновывая свой отказ в удовлетворении иска Л., указали, что земельный участок, на котором расположен переезд, является бесхозным. Это заключение является ошибочным. В п.2 ст.214 ГК РФ; п.1 ст.16 Земельного кодекса РФ закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, которые не находятся в собственности у граждан, юрлиц или муниципалитетов, являются государственной собственностью. А отсутствие госучета земельного участка не свидетельствует о том, что такой участок является бесхозяйным (определение КС РФ от 11 февраля 2021 года № 186-0).

Орган местного самоуправления отказался включить проезд к дому Л. в документы территориального планирования МО и не определил балансодержателя/подрядчика по содержанию проезда. Таким образом были ущемлены права истца на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, службам пожарной и медицинской помощи, и неограниченного круга лиц к её дому.

ВС отменил решения апелляции и кассации, направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Определение Верховного суда РФ № 64-КАД22-1-К9 от 6 июля 2022 г.

15.03.2023

Рекламные звонки до суда довели

ВС признал законным компенсацию морального вреда гражданину, которому поступали звонки из банка с рекламными предложениями.

В 2023 году гражданин С. начал получать звонки из АО «Русский стандарт» (далее-банк) с предложениями оформить кредит. С., не являясь клиентом этого банка, направил  письменную претензию с просьбой прекратить навязчивые звонки, которые ему мешали, вызывали беспокойство. Кроме того, он не предоставлял свои персональные данные банку. 

Банк признал факт звонков, но сообщил, что это было ошибка. Несмотря на претензию С. (далее- истец), звонки продолжались. Гражданин обратился в суд с требованием к банку о прекращении использования его персональных данных и компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.

Что решили суды

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска:

  • Банк не обрабатывал ПД истца, а номер телефон не является данными, которые могут идентифицировать человека.
  • Звонки были вызваны технической ошибкой. 
  • Истец не представил доказательство того, что данный номер телефона принадлежит ему.

Апелляция и кассация решение поддержали.

Позиция ВС

Верховный суд указал:

  • Звонки из банка истцу поступали и после того, как он направил письменное требование об их прекращении. Поэтому доводы судов об отсутствии противоправного поведения ответчика не соответствуют действительности.
  • Довод банка о технической ошибке, из-за которой истцу поступали звонки рекламного характера, не опровергает вины банка и не исключает его ответственность.
  • Факт принадлежности номера телефона истцу банк не оспаривал, этот номер был указан и в претензии С., детализация звонков по этому же номеру предоставлена в суд.

ВС решения отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение ВС по делу № 5-КГ24-144-К2 от 18.02.25.

22.04.2025

Читать полностью

Срок договора между застройщиком и управляющей компанией может увеличиться

Подготовлен законопроект с поправками в Жилищный кодекс.

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, увеличивающий договор управления МКД между застройщиком и управляющей организацией на срок не более года. Сейчас такой договор стороны могут заключить максимум на три месяца.

Цель предложений

Авторы проекта пояснили, почему трёх месяцев недостаточно:

  • В течение существующего срока действия договора собственники не проживают в купленных квартирах. Срок передачи помещений иногда составляет более трёх месяцев. А если часть помещений принадлежит застройщику, то их отчуждение может происходить ещё дольше.
  • В первые месяцы нет возможности провести общее собрание собственников, где владельцы помещений выразят свою волю относительно способа управления МКД. УО, выбранная застройщиком, гарантирует квалифицированную эксплуатацию МКД и предотвращает аварийные ситуации, рассчитывает размер платы за содержание жилого помещения.

Если законопроект примут, то в силу он вступит через 10 дней после подписания.

Законопроект № 868907-8 О внесении изменений в статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации

02.04.2025

Читать полностью

Подписаться на новости

Подписка на новости ИСЭиК

нет, спасибо