Идентификационные признаки почерка обладают рядом свойств, среди которых особое место занимает вариационность. Она служит своеобразным защитным механизмом сохранения индивидуальности и относительной устойчивости письменно-двигательной (ПД) системы, создавая для нее так называемый приспособительный эффект к воздействию внутренних и внешних «сбивающих» факторов.
Таким образом, качественно изменившиеся свойства ПД-системы и являются признаками необычного выполнения, по которым можно судить о функционировании системы в измененных условиях (например, координация движений стала недостаточной или сниженной; темп исполнения стал замедленным; нажим стал сильнее, недифференцированным; размер значительно увеличился и т.д.).
Как проявляются необычные условия в почерке
В практической психологии толкование понятия нормального состояния человека обозначено как эталонное состояние. По этому состоянию можно будет сверить себя на предмет обнаружения патологии. При этом мы исходим из гипотетического предположения, что любые патологические (внутренние) изменения, равно как и изменения условий (внешние) письма, непременно проявят себя в почерковой реализации комплексом специфических признаков.
Известны эталонные меры веса, длины, времени и еще множество различных эталонов и стандартов, по которым можно сверить любые материально существующие предметы. Эталона нормального человеческого состояния в этом физическом материальном мире вы нигде не найдете.
Представляется, что нормальное (эталонное) состояние — это такое состояние, при котором от всех органов чувств поступают только положительные и гармоничные сигналы, когда человек внутренне ощущает себя свободно и комфортно, т.е. находится в норме, предполагающей соответствие двум аспектам: индивидуальному (комфортное внутреннее состояние) и социальному (норме поведения в обществе).
Изменения же процесса письма, которые происходят при нарушении эталонного состояния и проявляются в виде комплекса специфических признаков, отнесены в судебном почерковедении к необычным условиям. Определение этих условий, их дифференциация и конкретизация осуществляются на уровне диагностических исследований. Введение в понятийный аппарат науки криминалистики новой терминологии, в частности диагностические исследования (экспертизы, задачи), обусловило необходимость определить их место в системе криминалистических и экспертных знаний.
Как проходит исследование
Процесс исследования, независимо от поставленной перед экспертом задачи, начинается с уяснения морфологических признаков объекта: каков способ изготовления документа (сканирование, ксерокопирование и т.п.), т.е. является ли исследуемый объект оригиналом, а не копией его изображения; каков материал пишущей поверхности; характер подложки и т.д. В связи с чем, первоначальную стадию почерковедческого исследования составляет ситуационный анализ графического начертания в виде материализованного следа-отображения, являющегося результатом механического взаимодействия пишущих средств и условий его осуществления.
Диагностические и идентификационные исследования в судебно-почерковедческой экспертизе имеют много общего. Несмотря на то, что всегда при криминалистическом исследовании речь идет об уникальном событии, в процессе экспертного исследования эта уникальность становится целью, достигаемой при идентификации, а в диагностическом же процессе в центре внимания наличие конкретного, но не обязательно уникального объекта (условия) исследования.
Оба процесса между собой тесно взаимосвязаны. Установлению условия может сопутствовать индивидуализация, и наоборот: в диагностическом исследовании учитывается индивидуальность объекта. Последнее имеет место особенно в тех случаях, когда условие, например: необычное психофизиологическое состояние писавшего, не может быть установлено без идентификации исполнителя рукописи. При совмещении целей идентификационного и диагностического исследования экспертная задача носит интеграционный характер и решается в едином процессе исследования.
Возможность дифференциации диагностики и идентификации по цели, предопределяет возможность разделения задач, так как цель является одной из основных составляющих компонентов в структуре задач экспертизы. Различие в характере задач обусловливает различие объектов идентификационного и диагностического исследований.
Объект исследования в широком смысле этого понятия - материальный носитель информации и в первом, и во втором случае может быть общим. Например, рукопись, материализованный продукт процесса письма, основанного на ПД-навыке, — объект и идентификационного, и диагностического исследований, так как содержит информацию об индивидуальности почерка и условиях его выполнения. Однако непосредственные объекты исследования (в более узком смысле) будут различаться.
Применительно к каждой из задач непосредственным объектом окажется своя система свойств, представляющая почерк. В идентификационном исследовании это система свойств объекта, индивидуализирующая его, во втором — система свойств, определяющая наличие объекта-условия. Так, в идентификационном исследовании непосредственным объектом является система свойств почерка, индивидуализирующая почерк конкретного лица и тем самым это лицо. В диагностическом исследовании объектом становится система свойств почерка, определяющая закономерности возникновения тех или иных изменений в почерке и установление причин, их обусловивших.
Таким образом, непосредственные объекты исследования в процессе решения идентификационных и диагностических задач различаются, что свидетельствует об их относительной самостоятельности.
Относительная самостоятельность задач и объекта диагностических исследований обусловливает свои методы и методологию их проведения, ибо метод предметен, он всегда зависит от задачи и объекта. Отсюда следует, что диагностический процесс — это особый вид познавательной, практической деятельности эксперта, в основе которой лежит определенная познавательная структура — распознавание.
Вместе с тем, если попытаться экстраполировать общие гносеологические позиции о диагностике, распознавании и установлении на сферу экспертной деятельности, связанной с реконструкцией события преступления и доказыванием, то диагностический процесс окажется слишком широким понятием. В настоящее время для решения этой проблемы не накоплено достаточного материала ни в общей теории диагностики, ни в криминалистике.
Диагностические задачи
Для решения вопроса о том, на какой круг объектов распространяются общие положения теории диагностики, можно выделить следующие позиции:
- применение единых критериев для дифференциации объектов при диагностическом процессе;
- разработку теоретических и методических основ для рассмотрения различных ситуационных условий в качестве объектов диагностирования;
- построение общей схемы диагностического исследования;
- разработку единой методики судебно-почерковедческой диагностической экспертизы.
В отношении объектов диагностического исследования вполне приемлемой представляется дифференциация объектов диагностического исследования на искомые и проверяемые. Поскольку целью диагностических исследований является установление условий, определяющих динамику события и отражающихся в вещной обстановке, их следует отнести к искомым. К ним могут быть отнесены элементы события (внешние обстановочные условия), состояние и свойства объектов (внутренние, необычное нервно-психическое и физиологическое состояния); закономерности и механизмы возникновения. Каждое проверяемое условие относится к искомым объектам. К проверяемым (устанавливаемым) условиям следует отнести версии эксперта об условиях выполнения.
В отличие от идентификационного процесса, в котором проверяемый объект всегда материально существует, в диагностическом процессе он может материально и не существовать в момент проведения экспертизы.
Поэтому рукопись является объектом как для идентификации (если речь идет об ее исполнителе), так и для диагностики в том случае, если речь идет о состоянии исполнителя. Характер проявления признаков, как и проявления свойств почерка, в первом и во втором случае будет разным и будет иметь разное значение в идентификационном и диагностическом исследованиях.
Таким образом, для создания научных основ судебно-почерковедческого диагностирования необходимо выявление и изучение закономерностей воздействия типичных ситуативных условий события на материальную среду и избирательного отражения последствий этого воздействия с целью их установления и объединения в общую систему объектов диагностирования. Структура диагностического процесса судебно-почерковедческого исследования, в соответствии с традиционной структурой идентификационного исследования, в самой общей форме может быть представлена следующими этапами:
- определение цели экспертного исследования,
- предварительное исследование,
- анализ диагностических признаков,
- сравнительное исследование,
- оценка и формирование вывода.
Схема диагностического процесса включает в себя следующие компоненты:
- установление факта необычности (обычности) с установлением его постоянного или временного характера;
- установление временного характера условий письма, не связанного с намеренным изменением (внешние и внутренние условия) и связанного с намеренным изменением (маскировки, установки).
Диагностический процесс, как вытекает из приведенной схемы, идет по пути сужения альтернатив, их конкретизации, вплоть до одной, т.е. близок к идентификационному процессу: общее — особенное — единичное.
Решение диагностической задачи может не входить в идентификационный процесс и быть самостоятельным. Схемы решения при этом, естественно, будут различаться.
В судебно-почерковедческой экспертизе установление исполнителя рукописи является основной задачей судебного почерковедения. Вместе с тем стадия раздельного исследования должна обязательно включать решение общей диагностической подзадачи, которая предполагает сопоставление искомого и проверяемого объектов между собой на уровне общих и диагностических признаков.
Характер и степень выраженности в почерке признаков необычного выполнения обусловливают определение типа решаемой задачи и выбор методов ее решения.